Николай Пименов | Статьи о художнике

"Лунный вечер" 1987. Холст, масло

От­кры­лась, в свя­зи с 80-ле­ти­ем со дня рож­де­ния, пер­вая (по­смерт­ная) вы­став­ка вы­да­ю­ще­го­ся вят­ско­го жи­во­пис­ца Ни­ко­лая Пиме­но­ва. Его твор­чест­во до­ро­го ис­сле­до­ва­те­лям ли­ри­ко-ро­ман­ти­чес­кой тра­ди­ци­ей рус­ско­го пей­за­жа и опре­де­лен­ным вли­я­ни­ем фран­цуз­ско­го им­прес­си­о­низ­ма.
Они ред­ко вы­став­ля­лись не по­то­му, что бо­я­лись су­да над со­бой, а имен­но по­то­му, что ста­ви­ли се­бе очень вы­со­кие за­да­чи.

Что ка­са­ет­ся друж­бы Вер­ши­го­ро­ва с Пиме­но­вым и их вза­им­но­го до­ве­рия, то она, как вспо­ми­на­ет Эми­лия Ива­нов­на (вдо­ва Пет­ра Сав­во­ви­ча), бы­ла та­ко­ва, что пер­вый спо­кой­но мог по­про­сить дру­га за­кон­чить свою ра­бо­ту и да­же по­пра­вить ка­кие-то ме­ло­чи...

По­ни­ма­е­те, эта вы­став­ка преж­де все­го для ху­дож­ни­ков. Ведь толь­ко мас­те­ру от­кро­ет­ся, как от за­ла к за­лу (по ме­ре раз­ви­тия) он ме­нял­ся. По ма­не­ре, по за­да­чам. Как сна­ча­ла он толь­ко на­чи­нал осва­ивать при­емы про­грес­сив­ной рус­ской жи­во­пи­си на­ча­ла ве­ка, как по­том ис­поль­зо­вал их для про­дви­же­ния сво­ей собст­вен­ной ху­до­жест­вен­ной идеи. Во вто­ром за­ле - это ра­бо­та со све­том. В треть­ем - с цве­том. И да­лее, овла­дев при­ема­ми, он про­ни­ка­ет в ду­хов­ную суть яв­ле­ний. Если в пей­за­же есть, на­при­мер, дом, то это не прос­то стро­е­ние. Дом у не­го - жи­вое су­щест­во. Ис­сле­до­ва­тель твор­чест­ва Пиме­но­ва Лю­бовь Го­рю­но­ва вспо­ми­на­ет, как он рас­ска­зы­вал

об од­ной сво­ей на­ход­ке - это бы­ли не­кие пись­ма ро­ман­ти­чес­ко­го со­дер­жа­ния, най­ден­ные им в од­ном из за­бро­шен­ных до­мов. С тех пор эти ста­рые из­бы ожи­ли для не­го... При­ро­да у ху­дож­ни­ка так­же пре­дель­но оду­хотво­ре­на.

Не­ко­то­рые ра­бо­ты Пиме­но­ва на­зы­ва­ют «пей­за­жа­ми про­ш­ло­го. А мне они, -го­во­рит На­деж­да Ва­лерь­ев­на, - ка­жут­ся над­вре­мен­ны­ми. Это не на­ша ре­аль­ность, это что-то от веч­нос­ти. А в од­ной из час­тей три­пти­ха о древ­ней Ру­си мне да­же по­ка­за­лось, что я по­ни­маю чувст­ва лю­дей то­го вре­ме­ни. Прос­то Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич, как го­во­рят, «че­ло­век без ко­жи». Он был очень то­нок. Все ху­дож­ни­ки лю­ди эмо­ци­о­наль­ные, но Пиме­нов - как ни­кто дру­гой.

...На пре­зен­та­цию при­нес­ли мно­го бу­ке­тов, и все они до­ста­лись ав­то­ру вы­став­ки Лю­бо­ви Го­рю­но­вой. На том же ме­роп­ри­я­тии по­лу­чил ме­даль за за­слу­ги пе­ред ис­кус­ст­вом - из рук мос­ков­ско­го гос­тя Ни­ко­лая Со­ло­ми­на, быв­ше­го здесь по де­лам рес­тав­ра­ции ди­о­ра­мы - на­род­ный ху­дож­ник Рос­сии Вик­тор Хар­лов (на фо­то вни­зу).

Мэ­ри ЛА­ЗА­РЕ­ВА


Че­ло­ве­ку не­по­свя­щен­но­му сра­зу же не­по­нят­но: если он столь ве­лик и сто­ит вро­вень (в том чис­ле и по воз­рас­ту) с та­ки­ми стол­па­ми мест­ной шко­лы как Вер­ши­го­ров и Во­пи­лов, как по­лу­чи­лось, что это пер­вая его пер­со­наль­ная вы­став­ка?

- Это бы­ло та­кое вре­мя, - объ­яс­ня­ет ди­рек­тор вы­ста­воч­но­го за­ла На­деж­да Ко­чу­ро­ва, - ког­да ху­дож­ни­ки не­обы­чай­но тре­бо­ва­тель­но от­но­си­лись к се­бе. Тра­ди­цию не­пре­рыв­но­го твор­чес­ко­го об­ще­ния, со­вмест­ных пле­нэр­ных по­ез­док и об­суж­де­ний за­вел при­ехав­ший в наш го­род Петр Сав­во­вич Вер­ши­го­ров. И это рез­ко по­вы­си­ло уро­вень всех осталь­ных. Мно­гие ху­дож­ни­ки-офор­ми­те­ли пе­ре­шли к чис­то­му твор­чест­ву.

ВЯТСКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ №48 (492) 4 декабря 2007г.