Николай Пименов | Военные полотна Пименова
«КИРОВСКАЯ ПРАВДА», 26 сентября 1978 г.
«Возвращение. 1942» 1978 г., х.м.

Ки­ров­ский жи­во­пи­сец Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич Пиме­нов из­вес­тен у нас дав­но. С 1957 го­да он по­сто­ян­ный участ­ник об­ласт­ных ху­до­жест­вен­ных вы­ста­вок. За эти го­ды им со­зда­но мно­го про­из­ве­де­ний пей­заж­но­го жан­ра, есть порт­ре­ты, на­пи­са­ны кар­ти­ны на те­мы граж­дан­ской и Ве­ли­кой Оте­чест­вен­ной войн.

Ис­то­ри­чес­кая те­ма за­ни­ма­ет важ­ное мес­то в твор­чест­ве ху­дож­ни­ка. Впер­вые кар­ти­ну на эту те­му ху­дож­ник пред­ста­вил в 1967 го­ду на зо­наль­ную вы­став­ку «Со­вет­ский Се­вер». На­зы­ва­лась она «По во­ен­ной до­ро­ге».

Это был клас­си­чес­кий сю­жет о граж­дан­ской вой­не: по раз­мы­той осен­ней до­ро­ге ухо­дит кон­ный от­ряд крас­но­ар­мей­цев. Сле­ва — за­ху­да­лая де­ре­вень­ка, на пе­ред­нем пла­не — за­би­тый на­глу­хо дом. Хо­лод­ный осен­ний ве­тер сры­ва­ет с де­ревь­ев бу­рую лист­ву, го­нит по не­бу тя­же­лые дожд­ли­вые об­ла­ка. При­сталь­но вгля­ды­ва­ясь в кон­ни­ков, си­рот­ли­во сто­ят вда­ле­ке ба­бы и ре­бя­тиш­ки. Се­реб­ри­с­тый ко­ло­рит, тем­ные от­тен­ки зе­ле­но­го, си­не­го, ко­рич­не­во­го и фи­о­ле­то­во­го цве­тов пе­ре­да­ют осен­нюю бодря­щую про­хла­ду. А вда­ли, ку­да ухо­дит кон­ни­ца, — свет­лая сол­неч­ная по­ло­са. Там, впе­ре­ди, крас­но­ар­мей­цев ждет но­вый день.

В 1968 го­ду ху­дож­ник пи­шет но­вый ва­ри­ант кар­ти­ны «По во­ен­ной до­ро­ге» с тем же сю­же­том.

В 1970 го­ду на­пи­са­на кар­ти­на «Вест­ник», ко­то­рую мож­но уви­деть в об­ласт­ной биб­лио­те­ке име­ни А. И. Гер­це­на. В этой ра­бо­те ху­дож­ник стре­мил­ся пе­ре­дать на­пря­жен­ность фрон­то­вой об­ста­нов­ки, ког­да от му­жест­ва гон­ца за­ви­сит судь­ба боя.

В 1973 го­ду еще од­на кар­ти­на: «Крас­ные при­шли». Сно­ва пред­ла­га­ет­ся зри­те­лям эпи­зод граж­дан­ской вой­ны. Ожи­ви­лось не­боль­шое се­ло, встре­чая крас­но­ар­мей­цев. Спо­кой­ная уве­рен­ность кон­ных и спе­шив­ших­ся бой­цов, ра­дость встре­тив­ших их жи­те­лей се­ла, яр­кие ог­ни в ок­нах изб пе­ре­да­ют нам идей­ный смысл со­бы­тия, ра­дост­ное на­стро­е­ние лю­дей, осво­бож­ден­ных на­род­ной ар­ми­ей. Про­дол­жая ху­до­жест­вен­ные по­ис­ки в об­лас­ти ис­то­ри­чес­кой те­ма­ти­ки, ху­дож­ник не остав­ля­ет ра­бо­ты над пей­за­жа­ми.

С этой целью он час­то вы­ез­жа­ет на этю­ды. Но и там ис­то­ри­чес­кая те­ма «на­хо­дит» его. В 1974 го­ду Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич на этю­дах в де­рев­не Гри­ва Под­оси­нов­ско­го рай­о­на по­зна­ко­мил­ся с ве­те­ра­ном Ве­ли­кой Оте­чест­вен­ной вой­ны Сте­па­ном Ан­дре­еви­чем Ту­лу­по­вым, чьи вос­по­ми­на­ния очень за­ин­те­ре­со­ва­ли ху­дож­ни­ка. Осо­бен­но боль­шое впе­чат­ле­ние про­из­вел рас­сказ о воз­вра­ще­нии Ту­лу­по­ва с фрон­та в род­ную де­рев­ню. Из мно­гих жи­те­лей де­рев­ни, ушед­ших на фронт, вер­нул­ся лишь один Ту­лу­пов.

Рас­сказ об этом стал для ху­дож­ни­ка свое­об­раз­ным твор­чес­ким им­пуль­сом. Сра­зу же на­чи­на­ет­ся ра­бо­та над но­вой ком­по­зи­ци­ей, на­зван­ной «У род­ной око­ли­цы». Ки­ров­ча­не ви­де­ли эту кар­ти­ну на об­ласт­ной ху­до­жест­вен­ной вы­став­ке, по­свя­щен­ной 30-ле­тию по­бе­ды со­вет­ско­го на­ро­да в Ве­ли­кой Оте­чест­вен­ной вой­не 1941—1945 гг.

Ху­дож­ник изоб­ра­зил мо­мент воз­вра­ще­ния сол­да­та-фрон­то­ви­ка в свою де­рев­ню, ког­да тот оста­но­вил­ся за не­сколь­ко ша­гов от до­ма у ста­рой де­ре­вян­ной из­го­ро­ди.

Те­ма так увлек­ла жи­во­пис­ца, что он пи­шет но­вые ва­ри­ан­ты ком­по­зи­ции, до­би­ва­ясь наиболь­шей смыс­ло­вой вы­ра­зи­тель­нос­ти, боль­ше­го эмо­ци­о­наль­но­го на­пря­же­ния.

На­сто­я­щей твор­чес­кой уда­чей для ху­дож­ни­ка ста­ла на­пи­сан­ная в 1977 го­ду кар­ти­на . «Воз­вра­ще­ние». Здесь тот же сю­жет, но ху­до­жник ото­брал лишь то, что да­ет ему воз­мож­ность вы­ра­зить свои мыс­ли и чувст­ва. Ши­ро­кий де­ре­вен­ский прос­тор сме­нил­ся уз­ким прост­ранст­вом улоч­ки — все­го не­сколь­ко стро­е­ний, как бы при­дав­лен­ных тя­же­лы­ми мас­са­ми сне­га. Тем­ный се­ро­ва­то-си­ний тон зим­них об­ла­ков пе­ре­хо­дит в плот­ную си­не­ву даль­них ле­сов. Ство­лы мо­ло­дых де­ревь­ев ка­жут­ся хруп­ки­ми, без­за­щит­ны­ми.

На этом фо­не круп­ный пла­ном спи­ной к зри­те­лю фи­гу­ра во­и­на, вер­нув­ше­го­ся пос­ле дол­гих тя­же­лых боев до­мой. Под­дер­жи­вая од­ной ру­кой рюк­зак, дру­гую сол­дат по­ло­жил на из­го­родь и смот­рит на род­ную де­рев­ню. Его вол­не­ние так ве­ли­ко, что он об­на­жил свою по­се­дев­шую го­ло­ву.

Сколь­ко до­рог он про­ша­гал, что­бы вер­нуть­ся в род­ные края, сколь­ко смер­тей ми­но­вал, сколь­ко по­тра­тив тру­дов, сколь­ко про­явил в вы­держ­ки, тер­пе­ния. Как хо­тел он дой­ти сквозь вой­ну к мир­ной сво­ей де­рев­не! И вот — до­шел!..

Н. Н. Пиме­нов не был на фрон­те: ког­да за­кон­чи­лась Ве­ли­кая Оте­чест­вен­ная вой­на, ему не ис­пол­ни­лось еще и 18 лет. Но же­ла­ние рас­ска­зать в сво­ей кар­ти­не о це­не по­бе­ды над фа­шиз­мом, о людях, спас­ших мир, бы­ло не­дот­ступ­но. Им ру­ко­во­ди­ло стрем­ле­ние к прав­ди­вос­ти об­ра­за, глу­бо­ко­му осмыс­ле­нию фак­та ис­то­рии, бе­реж­ное от­но­ше­ние к судь­бе рус­ско­го сол­да­та, од­но­го из бес­страш­ных ря­до­вых ге­ро­ев, не те­ряв­ших­ся в са­мые труд­ные ми­ну­ты. Ху­дожник су­мел пе­ре­дать вол­ну­ю­щую тре­пет­ность и зна­чи­тель­ность изо­бра­жен­но­го мо­мен­та. Кар­ти­на тре­во­жит серд­ца ве­те­ра­нов, ис­пы­тав­ших на се­бе все труд­нос­ти фрон­то­вых лет, на­по­ми­на­ет мо­ло­де­жи о не­об­хо­ди­мос­ти бе­речь мир.

Кар­ти­на экс­по­ни­ро­ва­лась на об­ласт­ной ху­до­жест­вен­ной вы­став­ке, по­свя­щен­ной 60- ле­тию Ве­ли­ко­го Ок­тяб­ря. Был ее ав­тор участ­ни­ком все­со­юз­ной ху­до­жест­вен­ной вы­став­ки «Шесть­де­сят ге­ро­и­чес­ких лет». Пос­ле это­го кар­ти­на «Воз­вра­ще­ние» бы­ла вклю­че­на в экс­по­зи­цию пе­ре­движ­ной ху­до­жест­вен­ной вы­став­ки, ко­то­рая долж­на по­бы­вать в Поль­ше, в Вен­грии, в Гер­ман­ской Де­мо­кра­ти­чес­кой Рес­пуб­ли­ке.

Быть участ­ни­ком меж­ду­на­род­ной ху­до­жест­вен­ной вы­став­ки — боль­шая честь для ху­дож­ни­ка. Успех Н. Н. Пиме­но­ва — это ре­зуль­тат мно­го­лет­них твор­чес­ких по­ис­ков и раз­ду­мий.

В не­да­ле­ком бу­ду­щем в гор. Ки­ро­ве со­сто­ит­ся пер­со­наль­ная вы­став­ка про­из­ве­де­ний Н. Н. Пиме­но­ва.

Н. СМЕТАНИНА.


***

Фоторепродукция с картины Н. ПИМЕНОВА «ВОЗВРАЩЕНИЕ».