Николай Пименов | Навстречу зональной выставке «Советский Север»

Ки­ров­ско­го жи­во­пис­ца Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча Пиме­но­ва лю­би­те­ли ис­кус­ст­ва на­ше­го го­ро­да зна­ют по мно­гим об­ласт­ным ху­до­жест­вен­ным вы­став­кам, на­чи­ная с 1957 го­да. Он из­вес­тен в ос­нов­ном как пей­за­жист, хо­тя опре­де­лен­ное мес­то в его твор­чес­кой де­я­тель­нос­ти за­ни­ма­ет ра­бо­та над те­ма­ти­чес­кой кар­ти­ной. В сво­их про­из­ве­де­ни­ях ху­дож­ник изо­бра­жа­ет са­мые раз­ные угол­ки сель­ской при­ро­ды се­ве­ра Ки­ров­ской об­лас­ти — ле­са, по­ля, ре­ки, пе­ре­лес­ки, гря­ды ува­лов, де­ре­вен­ские из­бы на уго­ре, па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры, ор­га­нич­но впи­сав­ши­е­ся в окру­жа­ю­щий ланд­шафт.

Не толь­ко по мо­ти­вам раз­лич­ны пей­за­жи Пиме­но­ва, они от­ли­ча­ют­ся и но внут­рен­не­му на­строю. Од­ни из них по­рож­да­ют у нас пред­став­ле­ние об эпи­чес­кой ши­ро­те и су­ро­вом ве­ли­чии при­ро­ды род­но­го края, дру­гие, ис­пол­нен­ные тон­ко­го ли­риз­ма, вы­зы­ва­ют близ­кие каж­до­му вос­по­ми­на­ния о теп­ло­те про­бу­див­шей­ся вес­ной зем­ли, о неж­нос­ти май­ско­го цве­те­ния при­ро­ды, о щед­рос­ти кра­сок зо­ло­той осе­ни... В ос­но­ве пей­за­жей ав­то­ра ле­жат ре­аль­ные зри­тель­ные впе­чат­ле­ния, бе­реж­ное от­но­ше­ние к на­ту­ре, ее вдум­чи­вое изу­че­ние. А от­сю­да жиз­нен­ная до­сто­вер­ность этих ра­бот, ес­тест­вен­ность их ком­по­зи­ци­он­ных и ко­ло­рис­ти­чес­ких ре­ше­ний, их до­ступ­ность для лю­дей лю­бо­го воз­рас­та и ро­да за­ня­тий.

Что ка­са­ет­ся те­ма­ти­чес­ких кар­тин Пиме­но­ва, то они на­по­ми­на­ют нам о стра­ни­цах ге­ро­и­чес­ко­го про­ш­ло­го со­вет­ско­го на­ро­да. В по­лот­нах «По во­ен­ной до­ро­ге», «Вест­ник», «Крас­ные при­шли», в ос­но­ву ко­то­рых по­ло­же­ны эпи­зо­ды из со­бы­тий граж­дан­ской вой­ны, зву­чит те­ма му­жест­ва, вер­нос­ти дол­гу. А кар­ти­ны «У род­ной око­ли­цы» и осо­бен­но «Воз­вра­ще­ние» вы­зы­ва­ют у зри­те­лей слож­ные ас­со­ци­а­ции — бу­дят в па­мя­ти об­ра­зы род­ных и близ­ких, не вер­нув­ших­ся с по­лей Ве­ли­кой Оте­чест­вен­ной вой­ны, вы­зы­ва­ют серь­ез­ные раз­думья о жиз­ни, о че­ло­ве­чес­кой судь­бе.

Сей­час у Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча на­пря­жен­ная по­ра. Как и дру­гие ки­ров­ские ху­дож­ни­ки, он го­то­вит­ся к зо­наль­ной вы­став­ке «Со­вет­ский Се­вер», ко­то­рая от­кро­ет­ся в но­яб­ре в Нов­го­ро­де. В пред­две­рии вы­став­ки я по­се­ти­ла мас­тер­скую Пиме­но­ва, по­про­сив его от­ве­тить на ряд во­про­сов.

— Из­вест­но, что за дли­тель­ный пе­ри­од твор­чест­ва Вы бы­ли участ­ни­ком мно­гих вы­ста­вок раз­но­го ран­га. А на сколь­ких зо­наль­ных вы­став­ках экс­по­ни­ро­ва­лись Ва­ши про­из­ве­де­ния и ког­да это про­изо­шло впер­вые?

— Впер­вые в зо­наль­ной вы­став­ке «Со­вет­ский Се­вер» я участ­во­вал в 1964 го­ду в г. Ар­хан­гель­ске, — ска­зал Н. Н. Пиме­нов. — За­тем по­ка­зы­вал свои ра­бо­ты на вы­став­ках в г. Ки­ро­ве (1967 г.), в Пет­ро­за­вод­ске (1969 г.) и в Сык­тыв­ка­ре (1979 г.). Ны­неш­няя вы­став­ка в Нов­го­ро­де бу­дет для ме­ня пя­той.

— 7 сен­тяб­ря в на­шем го­ро­де ра­бо­тал зо­наль­ный вы­став­ком, чле­ном ко­то­ро­го Вы яв­ля­е­тесь. Бы­ли ото­бра­ны про­из­ве­де­ния ки­ров­ских ху­дож­ни­ков для экс­по­ни­ро­ва­ния в г. Нов­го­ро­де.

Ка­кие Ва­ши по­лот­на ре­ко­мен­до­ва­ны для пред­сто­я­щей вы­став­ки?

— Пред­ло­же­но взять на вы­став­ку мои пей­за­жи «Вес­ны се­ве­ра», «Се­вер­ная вес­на», «Ле­до­ход» и «Пер­вый снег. Ок­тябрь», в ко­то­рых я стре­мил­ся пе­ре­дать ве­ли­чие и не­пов­то­ри­мую кра­со­ту при­ро­ды се­ве­ра на­шей об­лас­ти, а так­же две те­ма­ти­чес­кие кар­ти­ны, вы­пол­нен­ные в по­след­нее вре­мя. В од­ной — «Рос­сии сы­новья» — я вновь воз­вра­ща­юсь па­мятью к гроз­ным со­бы­ти­ям Ве­ли­кой Оте­чест­вен­ной вой­ны, в дру­гой — «Пер­вый вы­пас» — рас­ска­зы­ваю о вер­нув­шем­ся до­мой фрон­то­ви­ке, ко­то­рый встре­ча­ет свою пер­вую мир­ную вес­ну, свой пер­вый пос­ле вой­ны вы­ход со ста­дом в по­ле. А во­об­ще пер­вый вы­пас — это празд­ник для всей де­рев­ни.

— В жиз­ни ху­дож­ни­ка, в его ду­ше, как пра­ви­ло, есть осо­бое мес­то на зем­ле, с ко­то­рым свя­за­ны при­ят­ные вос­по­ми­на­ния, свет­лые чувст­ва, счаст­ли­вые пе­ри­о­ды твор­чес­ко­го подъ­ема. Ка­кой уго­лок на­шей Ки­ров­ской об­лас­ти Вам наибо­лее бли­зок и по­че­му?

— Мне очень нра­вят­ся Луз­ский и Под­оси­нов­ский рай­о­ны, где осо­бен­но ощу­ти­мы про­ш­лое Рос­сии, бы­лин­ный раз­мах ее зем­ли. Я ез­жу ту­да на этю­ды уже око­ло двад­ца­ти лет. По­след­ние го­ды жи­ву в де­рев­нях Ти­то­ве и Гурь­е­во Под­оси­нов­ско­го рай­о­на. Ра­бо­таю, как пра­ви­ло, вес­ной и осенью. При­ро­да там прос­то изу­ми­тель­ная. Но не толь­ко она при­вле­ка­ет мое вни­ма­ние. Я ис­крен­не при­вя­зал­ся к жи­ву­щим в этих мес­тах лю­дям, не­обык­но­вен­но до­бро­же­ла­тель­ным и гос­теп­ри­им­ным. С го­да­ми все здесь ста­ло мне близ­ким и до­ро­гим, все на­хо­дит от­клик в ду­ше.

Из Под­оси­нов­ско­го рай­о­на я при­во­жу боль­шой этюд­ный ма­те­ри­ал, на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го уже позд­нее у се­бя в мас­тер­ской в Ки­ро­ве при­сту­паю к ра­бо­те над пей­за­жем-кар­ти­ной, да и над те­ма­ти­чес­ким по­лот­ном то­же. Прав­да, от­дель­ные про­из­ве­де­ния вы­пол­ня­ют­ся мною не­по­средст­вен­но на мес­те, на на­ту­ре.

— Ис­кус­ст­во — это бла­го­дат­ная воз­мож­ность уста­нов­ле­ния тес­но­го кон­так­та ху­дож­ни­ка со зри­те­лем. Что Вы хо­ти­те ска­зать им сво­и­ми пей­за­жа­ми?

— Не сек­рет, что пей­заж — это не прос­то изо­бра­же­ние при­ро­ды са­мой по се­бе, это не­что го­раз­до боль­шее. Мне, на­при­мер, хо­чет­ся пе­ре­дать свое вос­хи­ще­ние кра­со­той зем­ли, хо­чет­ся рас­ска­зать, как влюб­ле­ны в род­ные "края его жи­те­ли. Из­вест­но, что при­ро­да в на­шей жиз­ни име­ет очень боль­шое зна­че­ние. Она фор­ми­ру­ет че­ло­ве­ка, от со­при­кос­но­ве­ния с ней лю­ди ста­но­вят­ся чи­ще и добрее. Вот я и пы­та­юсь че­рез пей­заж на­пом­нить лю­дям о не­об­хо­ди­мос­ти быть бли­же к при­ро­де, вни­ма­тель­нее вгля­ды­вать­ся в нее, учить­ся на­хо­дить уди­ви­тель­ное ря­дом, сло­вом, лю­бить и бе­речь зем­лю, на ко­то­рой они жи­вут.

— И по­след­ний во­прос, тра­ди­ци­он­ный. Ка­кие у Вас пла­ны на бу­ду­щее?

— Пла­ны раз­ные. На­до за­кон­чить на­ча­тые пей­за­жи. Кро­ме то­го, сей­час я ра­бо­таю нал кар­ти­ной о де­тях, хо­чет­ся на­звать ее «Си­не­о­кая стра­на». Как и рань­ше, ме­ня при­вле­ка­ет во­ен­ная те­ма. Есть еще ряд за­ду­мок. Пла­нов мно­го, ра­бо­та пред­сто­ит боль­шая.

Л. ДВИ­НЯ­НИ­НО­ВА,
стар­ший на­уч­ный со­труд­ник ху­до­жест­вен­но­го му­зея им. Горь­ко­го.


НА СНИМКЕ: Н.Н. Пименов.
Фото В. Кузнецова.